1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

RSS
Ермак - Рязанский митрополит Стефан Индекс материала Ермак Донские степи, или „Поле Колыбель казачества. Страница 4 Страница 5 Движение казачества Страница 7 Страница 8 Страница 9 до тридцатых годов ХVІ Страница 11 Страница 12 Рязанский митрополит Стефан Новгородские повольники и волжские казаки Донской атаман Ермак Казачество в половине ХVІ Страница 17 Покорение Сибири Страница 19 Страница 20 Страница 21 Страница 22 Страница 23 Страница 24 Смерть Ермака Смерть Ермака (Стихотворение К.Ф.Рылеева) Все страницы Страница 13 из 26

 

Рязанский митрополит Стефан в сказании о Гребневской иконе Божией Матери под 1712 год говорит, что икону эту поднесли Дмитрию Донскому казаки „городка Гребни, иже на усть реки Чира глаголема”. Тут географическая неточность: при устьях Чира нет остатков каких либо древних городищ, между тем как при устьях Донца их два, при выходе этой реки из реки из гор, где ныне хутор Крымский Кочетовской станицы, и на месте старой Раздорской станицы, на острове между Доном и его правым рукавом Донцом, при древнем устье Северного Донца. Кроме того, р. Донец в древности называлась также Чиром, по Геродоту — Сир-гиз, Гир-гиз или Чир-кис. Гребенские казаки Терека, по исследованию Бенковского, выступили на историческое поприще лишь в начале ХVІІ века и то как небольшая фракция Донских казаков, порвавших всякую связь с прежними боевыми товарищами. Казаки эти именовали себя Гребенскими. В старинной казачьей песне, записанной Евлампием Котельниковым в конце ХVІІІ века и всеми признанной исторически верной, говорится о совместном пребывании на Саратовских степях с атаманом Ермаком казаков Донских, Гребенских и Яицких39). Следовательно, не все Гребенские казаки ушли на Терек с атаманом Андреем, а часть их остались на Дону, соединившись с отрядом Ермака. Учрежденная митрополитом Кириллом ІІ в 1261 году, с местопребыванием епископа в Сарае, столице Золотой Орды. В состав этой епархии, просуществовавшей до ХV века, входили все земли от нижней Волги до Днепра. При святителе Алексие вся левая сторона верхнего и среднего течения Дона отошла в состав Рязанской епархии, правая же осталась в ведении епископа Сарского и Подонского 40). Первоначально татары, будучи еще язычниками, отличались большой веротерпимостью, с обращением же в мусульманство, во второй половине ХІV века, христианство ими стало преследоваться, в особенности со вступлением на престол хана Мамая. Этим и объясняется то сочувствие Донских казаков из городков Гребни и Сиротина к единоверному им великому князю Дмитрию Иоанновичу, которое они выказали поднесением ему иконы Гребневской Божией Матери перед битвой с Мамаем в 1380 году. В последующее время казаки эти под давлением татар отодвинулись далее к северу, в пределы Северского княжества, и стали известны у русских летописцев ХVІ века под именем белгородских, путивльских, севрюков и др.

Что городки Гребни и Сиротин были не на донском пути, а где-то в стороне от него, можно указать на следующие два обстоятельства: а) ни в древних летописных сказаниях, ни в последующих исторических изысканиях о пограничных поселениях Московского и Рязанского княжеств не говорится о существовании означенных городков где-либо в верховьях Дона. (Истор. Рязанского княж. Иловайского); б) в записках диакона Игнатия, спутника митрополита Пимена, ехавшего рекою Доном от самого верховья его до Азова и далее в Царь-Град в 1389 году, т.е. через 9 лет после Куликовской битве, говорится, что на Дону „была пустыня зело, не бяше там ни града, ни села, только зверей велие множество”.

Игнатий подробно описывает движение каравана на судах сначала р. Окой, потом переход его из бассейна этой реки волоком на Дон,

путешествие вниз по Дону мимо устьев реки Медведицы, развалин древнего хазарского Саркела, где был перевоз через Дон, встречу ниже переволоки с татарами, мирно пасущими свои стада и проч., но ни слова не упоминает о существовании каких-либо казачьих городков, носящих названия Гребней и Сиротина. Следовательно, городки эти были в стороне от Дона и нигде более, как на Донце, один Гребни, при выходе Донца из гор, где есть древнее городище, а другой — где-то выше. Казаки этих городков, как и другие, поселившиеся в половине ХVІ века на Дону, называли себя Донскими, и странного в этом ничего нет, так как древнейшие поселения казаков в ранний и последующий хазарские периоды, а также при начале владычества татар, располагались по течению Дона от переволоки до его устья и по берегам Азовского моря.

 


<< Предыдущая - Следующая >>
Официальный дилер ISUZU! Сервис - isuzu. ISUZU - правильные грузовики. . Телефонный справочник Подмосковья: ремонт квартир в москве. Отделка и ремонт квартир, офисов. О казаках Донская армия Предыстория Зарождение Атаман Краснов Бои донской армии Верхне-Донское восстание

2011 История Казачества. Все права защищены.

GO_TOP