1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

RSS
Ермак - Страница 9 Индекс материала Ермак Донские степи, или „Поле Колыбель казачества. Страница 4 Страница 5 Движение казачества Страница 7 Страница 8 Страница 9 до тридцатых годов ХVІ Страница 11 Страница 12 Рязанский митрополит Стефан Новгородские повольники и волжские казаки Донской атаман Ермак Казачество в половине ХVІ Страница 17 Покорение Сибири Страница 19 Страница 20 Страница 21 Страница 22 Страница 23 Страница 24 Смерть Ермака Смерть Ермака (Стихотворение К.Ф.Рылеева) Все страницы Страница 9 из 26

 

В виду жалоб на своеволие казаков, как русских князей, так и крымцев, султан Баязет в 1503 году дал повеление Менгли-Гирею и кафинскому султану Магмет-Шахсоде всех лихих азовских и других казаков, сколько их найдется в Азове, схватить и привезти в Царьград, а для охраны послов и гостей учредить в Азове особое войско из крымцев и кафинцев. 2000 крымцев, в соединении с кафинцами и черкесами, служившими туркам, по прибытии в Азов, часть казаков больших арестовали, отвезли в Крым и рассажали по тюрьмам, все же прочие разбежались. „Ныне добро учинилось в Азове”, писал крымский хан Иоанну ІІІ, „послы и гости будут провожаемы и Полем и Доном в добром здоровьи”. Судя по тому, с какими силами турки и татары приводили в исполнение повеления султана, можно заключить, что казаков в Азове было не мало, во всяком случае не менее двух тысяч. Действия же турок дают основание предположить, что казаки эти были не магометане, иначе бы турки с ними так жестоко не поступили. Куда укрылись Азовские казаки от мщения турок — неизвестно.

Для охраны города турки оставили в Азове до 600 военных людей, которых русские послы стали по ошибке именовать также казаками. Казаки эти в соединении с крымцеми и ногайцами впоследствии не раз нападали на рязанские украины и мордву 29).

Про Азовских казаков, рассеянных турками с устьев Дона, впервые мы узнаем в 1515 году, когда они вместе с белгородскими ходили к Литовскому королю Сигизмунду на пособ и наем и получали от него деньги и сукна, что очень беспокоило великого князя Василия ІІІ 30). Написав об этом послу Коробову, бывшему на пути в Азов, великий князь велел ему просить султана, чтобы он запретил казакам этим ходить к его недругу королю Литовскому. Коробов донес, со слов турецкого посла Камала, что казаки азовские и белгородские ходят в литовскую землю без ведома султана.

Из этой переписки можно сделать такой вывод, что Василий ІІІ имел очень смутное представление как о казаках белгородских, живших по верховьям Северного Донца, так и поселившихся в соседстве с ними азовских.

Вскоре после этого князь Аппак, брат и посол крымского хана Мегмет-Гирея (в древних рукописях — Кирея), тайный друг великого князя, сообщил ему, что казаки азовские и белгородские раскаиваются в своем поступке и просят его, Аппака, печаловаться о них у великого князя, чтобы он лиха никотораго им не учинил и чтобы им со своими женами прикочевав жити у Путивля и слугами быти, а его недруга короля (литовскаго) воевати. В другой грамоте в январе 1519 года Аппак пишет, что уже год назад он послал к азовским казакам человека, которому наказывал говорить так, что он, Аппак, печалуется за них у великого князя о том, что они живут в Путивле и ходят куда хотят; что этому казаки поверили и прислали к нему мирзу Меретека, который с ними крепко говорил, и что он послал с Меретеком к казакам двух людей, чтобы те казаки пришедши негде поближе стали и, кроме того, велел им говорить так: „яз о вас у великаго князя печалую, чтобы вам дал место, где летовати да где зимовати”. И Меретек мирза в головах и все азовские казаки ныне о том бьют челом: „только нас князь великий хочет себе слугами учинить и он бы нам остороканцев дву Ян-Чуру да Ян-Асана из тюрьмы выняв да нам дал: свершено нашему холопству примета то была”. Далее Аппак пишет, что Меретек, кош которого стоит в Путивле, едет с братом своим провожать царскую казну, а после этого будет служить уже великому князю и что вместе с ними будут и белгородские казаки. Эта переписка как нельзя более характеризует положение азовских и белгородских казаков, относившихся с недоверием, как к татарам, так и к литовским королям-католикам и питавших тайную надежду на покровительство родственного им по духу православного Московского великого князя.
<< Предыдущая - Следующая >>
Театральные билеты в Контрамарке - театральные кассы. Заказ билетов. Доставка за 1 час. . Кремы д/лица, Косметика Швейцарии: крем для лица после 25 лет. Немецкий крем после 25. О казаках

Донская армия Предыстория Зарождение Атаман Краснов Бои донской армии Верхне-Донское восстание

2011 История Казачества. Все права защищены.

GO_TOP